Пятница, 03.05.2024, 06:33

Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа г.Заозерска

184310, Мурманская область, г. Заозерск, ул. Колышкина, д. 4, телефон 8(815-56) 3-34-01
 
Меню сайта
Категории раздела
Вести из библиотеки [10]
Новости библиотеки
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы доступностью услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Вести из библиотеки

Грибоедов - ослепительно короткая жизнь

У настоящего поэта или писателя есть только одна дата- дата рождения. Настоящего поэта или писателя не забывают…15 января исполнилось 220 лет со дня рождения А.С.Грибоедова.

Начиная разговор об этом великом человеке, нельзя не повторить слова Юрия Тынянова, написавшего роман о писателе «Смерть Вазир-Мухтара»: «Я стал изучать Грибоедова и испугался, как его не понимают и как не похоже все, что написано Грибоедовым, на всё, что написано о нем самом». Не прислушаться к этим словам нельзя, замерев перед трагической или исторической тайной, охраняемой или уничтожаемой уже два столетия. Во всех событиях, связанных с Грибоедовым, проглядывает загадочность. Кто такой Грибоедов? Где истоки его уникального дарования?

Современники видели в нем человека необыкновенного, многие пытались нарисовать его портрет.

Самым удачным считается портрет, написанный И.Крамским. 

Высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от всех мирских забот.

Если вспомнить, как он был ещё молод…

Если вспомнить, каким коротким было его счастье…

Если вспомнить…

Где он? Где друг? Кого спросить?

Где дух? Где прах? В краю далёком!

О, дайте горьким слёз потоком его могилу оросить,

Согреть её моим дыханьем…

Так грустил в Сибири осиротевший Александр Одоевский о человеке, которому мы посвящаем сегодняшнюю беседу.

Грибоедов…Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: они отмечали необыкновенно глубокий ум, талантливость, разносторонность дарований, независимость и душевную чистоту:

Овеян не был ты туманом,

Не искажен и не уныл,

Но бледен… нет, ты ясен был…

И свой покров нередко дума

Бросала на твоё чело … 

Пушкин видел у него способности «человека государственного».

Мы знаем Грибоедова как дипломата, общественного деятеля, администратора, музыканта, историка, лингвиста, поэта и драматурга, офицера.

Грибоедов, несомненно, был музыкально одаренным человеком. Для детей дворян музыкальное образование считалось обязательным. У Саши и его сестры обнаружились великолепные музыкальные способности. Мария Грибоедова виртуозно играла на арфе, Александр предпочитал фортепиано. Он любил музыку, тонко понимал её, часами играл сам, увлекая окружающих своими пьесами.

Множество реплик и ремарок в его литературных произведениях свидетельствует о практическом знании им музыкального искусства. Все эти упоминания о музыке очень точны и, что называется, к месту. 

В «Горе от ума» довольно много упоминаний о музыке - все они характеризуют ее место и назначении в обществе – осуждаемом Грибоедовым – того времени. Комедия прямо начинается с дуэта фортепиано и флейты (Софья и Молчалин; следует заметить, что  флейта в первой половине XIX века была излюбленным инструментом любителей).

Упоминания и воспоминания современников Александра Грибоедова также свидетельствуют о его музыкальности. Так, например, к концу весны или началу лета 1828 года относится знакомство Грибоедова с Михаилом Ивановичем Глинкой. Последний отметил это событие в своих «Записках»: «Провел около целого дня с Грибоедовым. Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре А. С. Пушкин написал романс “Не пой, волшебница, при мне”».1 Подобную характеристику музыкальным способностям Грибоедова давали и многие другие его друзья.

Мы не знаем, когда и у кого А. Грибоедов учился музыке. В литературе высказывались разные предположения на этот счет, утверждалось, что это могли быть Шпревич, учитель фортепиано при Московском университете, или Джон Фильд, знаменитый пианист, долгие годы проживший в России, с которым Грибоедов мог пересекаться в 1815 в Петербурге. Кто бы ни был, однако, учителем Грибоедова, можно не сомневаться, что по тогдашним меркам Грибоедов мог считаться хорошим пианистом. И даже если мнение его близкого друга Бегичева и слегка преувеличено, то все равно оно не далеко от истины. Он утверждал, что Грибоедов мальчиком тринадцати лет «имел необыкновенную способность к музыке, играл отлично на фортепиано и, если б посвятил  себя этому искусству, конечно, сделался бы прекрасным артистом». 

Обстоятельства, при которых Вальс появился на свет только через три года после смерти Грибоедова, заставляют предположить, что окончательная его редакция, как и Вальса ми минор, была осуществлена уже не автором, а, быть может, издателем – Ласковским.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких  попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Следует признать, что в композиторском смысле они стоят, безусловно, ниже современной им фортепианной музыки таких тогдашних композиторов, как, например, самого Ласковского. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность, особенно в среде дилетантов, а пьесы И. Ласковского известны лишь узкому кругу историков фортепианного  искусства

Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки.

Счастье было очень недолгим. Надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего письма Грибоедова к жене:

 «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить... чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». 

Грибоедова назначают русским посланником в Персии, чем, по его собственному убеждению, «отправляют на съедение». Прибыв к месту службы, Грибоедов в новой должности сталкивается с трудностями: разорённые войной персы не в состоянии выплачивать дань в соответствии с мирным соглашением. С фактического одобрения местных сановников Грибоедову — «кяфиру в очках», мусульманские фанатики объявляют джихад. Формальным поводом служит прибежище, которое тот предоставил нескольким сбежавшим из персидской неволи пленникам. Толпа, ворвавшаяся в русское посольство, убивает почти 40 казаков конвоя и главу миссии — Грибоедова. . Несколько дней будет буйствовать тегеранская чернь, волоча изуродованное тело русского дипломата по грязным улицам.

Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа Ю. Тынянов:

«Ему выбили передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз. воткнули голову на шест, Он плыл теперь по улицам на шесте. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней. Она пережила мужа на 28 лет.

Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России. Известие о смерти Грибоедова, дипломата, известнейшего писателя, не вызвало огорчения у русского царя. Скорее здесь было удовлетворение, что избавились от еще одного вольнодумца. Этим царь перечеркивал всю дипломатическую деятельность Грибоедова, его способности государственного деятеля, его большие заслуги перед Россией.

Персам пришлось заплатить за смерть Грибоедова по самой высокой цене. Ни за кого они так дорого не давали. Посовещавшись, решили в Тегеране послать в Петербург Мирзу с выкупом. Вынут был из казны Али-шаха драгоценный бриллиант, по имени Надир-Шах, и казначей повез его в подарок императору. Россия потеряла великого человека, а НиколайI благосклонно принял извинения и крупный бриллиант- подарок иранского шаха.

На могиле Грибоедова в монастыре Святого Давида под Тбилиси высится памятник из черного мрамора. Из бронзы вылита скорбная фигура женщины, склонившейся к подножию. На постаменте начертаны волнующие и горестные слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Категория: Вести из библиотеки | Добавил: Miroshinka (27.01.2015)
Просмотров: 959 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]