Как распознать
вундеркинда?
До сих пор
непонятно, откуда вообще такие дети берутся. Если, скажем, в чисто
интеллектуальной сфере ещё можно с определённой долей достоверности
предположить, что у родителей-интеллектуалов родятся дети с высоким уровнем
интеллекта, то в художественной сфере такой определённости нет и в помине.
Часто, напротив, талант, что называется, "на детях отдыхает". И все таки встречаются дети с высокой музыкальной одарённостью не так уж редко.
Даже навскидку приведенный список музыкантов-вундеркиндов впечатляет: Моцарт,
Ауэр, Бетховен, Гендель, Бизе, Шопен. Наши современники: Олег Каган, Евгений
Кисин, Максим Венгеров... Список можно продолжать и продолжать. Писать о
вундеркиндах не просто: возможность ошибиться в определении одарённости ребёнка
достаточно велика. Знаем немало примеров, когда детей-вундеркиндов даже не
принимали в музыкальную школу, потому что они пели фальшиво. Но объяснялось
это, естественно, не плохим слухом, а неумением управлять голосом. Отсутствием
должной связи между слухом и голосовыми связками.
И все таки: могут ли
родители ( в том числе, не имеющие музыкального образования) с большой долей
достоверности определить особый музыкальный талант своих сына или дочки?
Думаем, что это возможно. Конечно, встречаются исключения, но некоторые стороны
личности чудо-ребёнка примерно одинаковы, независимо от того, идет ли речь о
музыкальной, математической, шахматной или какой-то другой одарённости. Вот
самые распространённые из таких показателей. Одарённый ребёнок, как правило, все делает рано. Раньше обычных детей. Раньше держит голову, садится, начинает
ходить и говорить. Любит спрашивать. Причём вопросы вундеркиндов подчас
неожиданны и необычны. Так, например, музыкально одарённый 4-х летний ребёнок
спросил одного из авторов, почему музыканты закрывают глаза, исполняя медленную
музыку. Почему одни аккорды (он имел в виду мажорные) звучат весело, а другие
(минорные) грустно. У него обострённое эмоциональное восприятие. Он радуется,
печалится, переживает за больных или убитых животных, плачет и смеется особенно
ярко и шумно. И, конечно же, вундеркинд-музыкант эмоционально восприимчив к
музыке. Как правило, у таких детей рано вырабатываются свои музыкальные
предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы
слушать их снова и снова. К другим равнодушны. И ещё. Как правило, музыкально
одарённым детям нравятся произведения великих композиторов-классиков. Другими
словами, у них высокий музыкальный вкус. И что особенно поразительно, вкус этот
проявляется у ребёнка, даже если он воспитывался в семье, где классику вообще
не любят и не слушают. В этом и состоит чудо. Точнее, в том числе, и в этом...
Дети-вундеркинды
больше, чем обычные дети, любят одиночество. Они могут подолгу находиться одни
в комнате, думая о чем то своем вынашивая какие-то свои планы и проекты.
Иногда одарённые дети в одиночестве сочиняют музыку. Потом пытаются каким-то
образом музыку эту исполнить и записать в нотах или, если нот не знают, в
каких-то только им понятных значках. Тут, безусловно, надо их похвалить и, если
возможно, помочь эту музыку записать.
К другим
общеизвестным "приметам" чудо-детей относятся хороший музыкальный
слух, способность быстро подбирать мелодию на фортепиано, хорошее чувство
ритма. И, конечно же, при занятиях на музыкальных инструментах вундеркинды
продвигаются значительно быстрее обычных детей и овладевают техническими
трудностями с большей лёгкостью. Почему это происходит, никто не знает. Чудо
есть чудо...
А теперь переходим к
самому важному вопросу. Как воспитывать музыкально одарённого ребёнка? Учитывая не разработанность темы и отсутствием серьёзной доказательной базы, ограничимся
несколькими советами из числа тех, которые представляются бесспорными.
Ну, прежде всего,
(это относится ко всем детям, но к вундеркиндам — в особенности) надо
постараться создать в доме благоприятную моральную атмосферу любви, согласия,
терпимости. В атмосфере ссор, криков, постоянных нравоучений любой ребёнок
вянет и затухает. Особенно одарённый и, следовательно, эмоционально
чувствительный.
Музыкально одарённые
дети, хотя и любят подчас одиночество, нуждаются в общении. Только родители
могут удовлетворить любознательность такого ребёнка. Выслушать его фантазии,
его музыкальные сочинения, ответить на вопросы, какими бы нелепыми они вам не
показались.
На наш взгляд, не
стоит в раннем возрасте жёстко форсировать музыкальные занятия вундеркиндов и
не давать им заниматься тем, чем они хотят. Например, играть с другими детьми в
футбол или, скажем, в прятки, если они предпочитают эти игры занятиям на
инструменте. Хотя, возможно, для высоких профессиональных достижений это и
необходимо. Вопрос тут, впрочем, спорный, так как многих блестящих
музыкантов-виртуозов, например, того же Максима Венгерова, в детстве как раз
заставляли играть на скрипке по много часов в день, не считаясь с его
желаниями. И конечный результат, как известно, получился благоприятный. Но так,
к сожалению, бывает не всегда. Иногда ранний форсированный старт сказывается на
ребёнке отрицательно. Немало примеров, когда желание реализовать заложенный в
вундеркинде музыкальный потенциал приводил к тому, что ребёнок, как это ни
банально звучит, лишался детства, заболевал "звёздной болезнью",
начинал слишком рано жить взрослой жизнью. Это, повторяем, приводит подчас к
депрессивным состояниям и даже к психическим заболеваниям. Особенно часто
депрессия наступает в тех случаях, когда чудо-дети превращаются в обыкновенных
взрослых. Так тоже случается...
Мы за "золотую
середину". За тактику компромиссов. Когда, с одной стороны, делается всё,
чтобы поддержать интерес чудо-ребёнка к музыке. Но, с другой, он не ломается
"через колено", и ему дается свобода выбора. Мы за обучение, когда
исключаются фразы "пока не сыграешь это место 10 раз, кушать не
получишь". Или что-то подобное… Мы за то, чтобы в воспитании вундеркиндов
господствовал принцип знаменитого чешского педагога Яна Амос Коменского:
"Сперва любить, а потом — учить".
По
материалам научно-методического журнала
«Музыкальная психология и психотерапия» |